Установление инвалидности: как оформить документы и получить выплаты

Установление инвалидности: как оформить документы и получить выплаты

Потеря здоровья – одна из самых тяжелых жизненных ситуаций, разделяющая жизнь на «до» и «после». 

По данным 2022 года, в России насчитывается более 11 млн людей с инвалидностью, причем более 6% (700 тыс.)  – это дети. Однако несмотря на такое внушительное число людей с инвалидностью, около 50% семей не охвачены существующими медицинскими сервисами и сервисами социальной помощи, и многие все еще не знают обо всех доступных им льготах и мерах поддержки. 

С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться пациенту с тяжелым диагнозом и его семье?

Во-первых, заболевший человек нуждается в психологической помощи, поскольку считает, что оказался с проблемой «один на один».

Во-вторых, жизнь всей семьи меняется кардинально.

Наконец, процесс оформления соответствующих выплат и получения технических средств для реабилитации часто бывает трудоемким и запутанным.

Например, чтобы получать пенсию и социальные выплаты по инвалидности, необходимо сначала пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ) и установить инвалидность.

Так, взрослым устанавливают три группы инвалидности: I группа устанавливается на два года, II и III группы – на год. У детей с инвалидностью групп нет: им инвалидность оформляют на год, на два года, на пять лет до 14 лет или 18 лет.

Чтобы решение задачи по установлениею инвалижности прошло легко и успешно, предлагаем вам ознакомиться с новыми правилами оформления инвалидности.


Актуальное постановление об установлении инвалидности

1 июля 2022 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2022 г. N 588 «О признании лица инвалидом», по которому утвердились новые правила оформления инвалидности. Изменения коснулись некоторых аспектов: например, срок, отводимый на проведение медобследования в рамках МСЭ, ограничился 30 днями, а формат прохождения экспертизы (очный или заочный) можно выбрать самостоятельно.


Кроме того, изменился порядок информирования граждан о различных этапах проведения МСЭ. С 1 февраля 2023 года это будут делать через портал «Госуслуги». Через него же можно будет взаимодействовать с МСЭ. 


Как установить инвалидность: пять шагов


  1. Обратитесь в медицинскую организацию для получения направления на МСЭ.

    Организация, в которую вы обратитесь, самостоятельно пришлет ваше направление на экспертизу в бюро МСЭ в течение 3 рабочих дней.

    Если же вам откажут в направлении на МСЭ, то обязательно выдадут заключение врачебной комиссии, с которым вы можете обратиться к своему лечащему врачу, заведующему отделением или главному врачу.
  2. Обратитесь в бюро МСЭ по направлению из поликлиники/больницы.

    Бюро МСЭ можно выбрать по месту жительства или месту пребывания, а заявление подать лично или через Госуслуги.

    В Смоленской области Главное бюро по МСЭ находится по адресу г. Смоленск, ул. 12 лет Октября, дом 10.
  3. Дождитесь приглашения в бюро МСЭ для проведения экспертизы.

    В приглашении будет указано время и место обследования – оно необходимо для факта установления инвалидности.
  4. Пройдите медико-социальную экспертизу.

    Обследование проводится в течение месяца и может проходить как в бюро МСЭ, в стационаре, так и на дому, если не можете посетить бюро МСЭ лично по состоянию здоровья, или заочно.
  5. Получите заключение от бюро МСЭ.

    Бюро МСЭ может подтвердить инвалидность, тогда вы получите соответствующую справку с указанием группы инвалидности и индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида.